Адаптивные сайты - суровая необходимость или трата денег?

Артем Колосов
Что такое адаптивный сайт знают многие, но давайте еще раз обговорим что это такое, с чем не стоит путать, и почему 2015 год стал переломным для мира адаптивного веб-дизайна.

Адаптивный сайт - это сайт, дизайн которого обеспечивающий корректное отображение сайта на различных устройствах, т.е. дизайн динамично подстраивается под размеры экрана вашего устройства. Иначе говоря, пользователю будет одинаково удобно просматривать ваш сайт, как на стационарном компьютере, так и на смартфоне или планшете.

Не путаем адаптивный сайт с “резиновым”

На самом деле, многие еще до сих пор путают адаптивные сайты с “резиновыми”, т.е. резиновой версткой, мы такую верстку еще называем масштабирование.  
В чем же разница?

Как вы видите из примера, резиновая версия просто сжимает сайт до размера окна мобильного устройства, сайт в таком варианте отображается корректно, но при этом жутко неудобен. Разглядеть картинку, прочитать текст или попасть в ссылку довольно проблематично, если не увеличивать отдельный фрагмент страницы. А если две ссылки стоят рядом друг с другом, при нажатии на одну, открывается другая, что мягко сказать расстраивает пользователя. Осмелюсь предположить, что практически каждый пользователь мобильного устройства сталкивался с подобными проблемами.

Почему адаптивная версия сайта так необходима?

А что, если мы скажем вам, что доля пользователей интернета уже в 2013-2014 годах переросла пользователей стационарных компьютеров. А мы уже подбираемся к 2016.
   
Нам кажется, что только этот факт должен положить на лопатки все сомнения о том, что любой человек, зашедший к вам на сайт через мобильное устройство, должен комфортно себя чувствовать, читать текст не напрягая зрение, совершать покупки в 2 клика в интернет магазине, не ждать долгую загрузку страницы и т.д.

Ведь все видели, что происходит например в Московском метро? Сколько там людей погружены в свои гаджеты. Вряд ли Вы захотите, чтобы все эти люди зашли на ваш сайт и сразу вышли, т.к. он неудобен в использовании на телефоне или планшете.

Может адаптивную версию сайта делать по умолчанию?

Казалось бы, что пора уже эту технологию адаптивной версии сайта делать по умолчанию, раз она такая нужная и полезная, но не все так просто. 

У нас в TAGREE  несколько раз поднимался вопрос о необходимости принимать революционное решение и делать все сайты исключительно адаптивными. Но одно дело — наше понимание этой необходимости, а другое дело — бюджеты наших клиентов. 

Вот так выглядит адаптивная версия одного из последних наших магазинов 

Безусловно, эта технология добавляет сложности и дизайнерам, и разработчикам. Ведь прототипировать приходится тщательнее, продумывать варианты поведения пользователей не только на экране стационарного компьютера, но еще и на экране мобильного телефона. При этом один и тот же пользователь будет вести себя по-разному на разных устройствах. 

Это значит, что пользователь, заходящий со стационарного компьютера из дома или офиса, обладает большим количеством времени на (например) совершение покупки, он может почитать раздел о компании, задать какие-то вопросы менеджеру магазина. Не торопясь и обстоятельно. 
Если же пользователь заходит через мобильное устройство, то как правило он торопится. Он может находиться в вагоне метро или идти по улице. В этом случае ему просто некогда заниматься чтением раздела о компании, его необходимо сразу направлять к сути, например это может быть сразу же каталог интернет-магазина с товарами. 

Время на проектирование и прототипирование увеличивается, объем работы по верстке увеличивается в 2 раза, общая квалификация сотрудников тоже должна быть соответствующей. В общем, цена проекта увеличивается, поэтому мы отказались вводить адаптивную версию сайта в обязательном порядке.

Переломный момент

21 апреля 2015 года Google объявил, что отдает приоритет в поисковой выдаче сайтам, имеющим адаптивную версию. Это значит, если по одному и тому же запросу будут показаны несколько вариантов, но ваш сайт при этом будет иметь адаптивную версию, то он будет выше остальных в поисковой выдаче. 

Это решение по сути уже меняет весь подход к индустрии. В ближайшем будущем уже не будет возникать вопросов связанных с необходимостью создания адаптивной версии, т.к. никто не захочет быть аутсайдером в поисковой выдаче. 

Мир уже стоит на пороге того, что все сайты должны быть адаптивными. Если до 21 апреля 2015 года это влияло лишь на лояльность ваших клиентов, которые уже и так оказались на вашем ресурсе, то сейчас есть реальный шанс просто пропасть из первых строк поисковой выдачи, только потому, что ваши конкуренты сделали адаптив, а вы еще не успели. Будет обидно терять клиентов!

Вместе с этим Google дал тест для проверки вашего сайта к лояльности в поисковой выдаче. Добавьте адрес сайта и узнаете адаптивный он или нет. Если нет, то вы получите список ошибок и ряд замечаний по вашему ресурсу. 

Вот так при проверке выглядит сайт TAGREE


Google был первый, не думаем, что дело не встанет за Яндексом. При создании нового сайта мы рекомендуем сразу сделать его адаптивным. Либо, если бюджет стартапа этого не позволяет, вы можете запустить основную десктопную версию, а потом, в течение кратчайшего времени добавить адаптивную.
Если у вас уже есть относительно новый ресурс, то может быть стоит доделать его адаптивную версию.

Кратко резюмируя всё выше сказанное — мы рекомендуем делать ваш сайт адаптивным в любом случае. Это и лояльность существующих посетителей, и лояльность поисковиков, которые приведут к вам новых клиентов.